27.02.2019

Понимание эго. Как определить «просветленного»?



Среди психологов и последователей разных учений зачастую существует путаница между понятиями «эго» и «личность». Иногда эти слова используются как синонимы. В данной статье я представлю свой взгляд на эти понятия и сделаю это в сугубо практических целях. Ведь известно, что понятие «отождествления» неразрывно связано с развитием осознанного восприятия и является критически важным в процессе самопознания. Также эта информация будет полезна людям, которые стремятся к «пробуждению» и избавлению от вездесущих в нашем мире страданий.

Личность

Не буду вдаваться в подробности, что из себя представляет личность человека, как она образуется. Об этом уже написано множество книг и в рамках короткой статьи всю эту информацию не уместить. Главное, что мы можем - понимать личность как любое «внешнее» проявление человека: его внешность (мимика, движения и походка, предпочтения в одежде), речь (стиль, словарный запас, особенности), черты характера и психики (спокойствие, вспыльчивость, истеричность, самооценка и многое-многое другое). По сути, все, что мы наблюдаем в другом человеке, а он соответственно наблюдает в нас - можно назвать проявлениями личности.

Развитие личности может быть полезным по разным причинам. Но с какой-то точки зрения это лишь улучшение «внешнего», без понимания «внутреннего». Без понимания кто ты есть.

Эго

Эго в свою очередь нечто совершенно другое. Это процесс отождествления (объективизации) «себя» с каким-то выделенным из общего потока восприятия процессом (телом, мыслью, эмоцией, ощущением, идеей и др.). Эго проявляется из бессознательного в момент возникновения сознавания. То есть, при возникновении сознания, возникает и сознающий, и сознаваемое (одно не существует без другого). Возникает субъект и объект. Любой объект возможен только если он наблюдается субъектом.

Таким образом, когда происходит первичное разделение на «себя» и «не-себя», возникает эго. В тот же момент возникает «внешний» и «внутренний» мир. «Я» и «не-я». Формируется концепция других существ и объектов отдельных от «меня».

Нейрофизиологи уже давно установили, что все воспринимаемое нами, формируется внутри нашего мозга. Весь мир, который видится и ощущается нами - внутри нас. Что существует вне нас (вне восприятия мозга), мы знать не можем и никогда не узнаем. Любые эксперименты проводятся наблюдателем, который сам оказывается воспринимающей-искажающей-интерпретирующей частью эксперимента. Вне наблюдателя ничего нельзя утверждать. Если в лесу падает дерево, но никто этого не наблюдает, мы не можем утверждать, что это событие происходило (концепция противоречит сама себе). Оно становится наступившим, «реальным» в момент фиксации его «наблюдающим».

Из этого следует интересный факт - что мы, как люди обычно отождествляющие (считающие) себя с телом, являемся чем-то большим. Мы - весь поток восприятия (все, что нас окружает и что находится внутри нас), который и называется нашей жизнью. Другие люди, различные объекты, такими как мы их воспринимаем, формируются внутри нас (в мозгу). Что вне нас, мы знать не можем (не возможно наблюдение без наблюдающего). «Истинное» восприятие реальности для нас закрыто. А учитываю нашу структуру мозга, никакой реальности для нас быть и не может. Все является восприятием (потоком переживаний, ощущений).

Поэтому, с практической точки зрения, гораздо ближе к «истине» не считать себя объектом собственного сознания (разделяя все на «я» и «не-я». «Я» становится еще одним объектом, фикцией). Не выделять некоторые ограниченные процессы и называть их собой. Не отождествляться лишь с телом.

Конечно, на практике сделать это (ведь сам «делающий» уже отождествление) весьма непросто. Особенно, если учесть нашу врожденную функцию к отождествлению (она проявляется на первых годах жизни ребенка при связывании ощущений движения тела и видимого их проявления как визуального восприятия). Мы, уже во взрослом возрасте, остаемся, в своего рода, в детском восприятии мира, считая, что являемся лишь тем, чем управляем физически - то есть телом. Например, поднимая руку, мы понимаем, что каким-то образом владеем ей, управляем. Заключая из этих опытов, что мы лишь тело.

Но как показывают многочисленные исследования (не помешает об этом почаще напоминать) видимый (и тем более мысленный) мир формируется внутри нашего мозга. Дома, люди, машины, небо и другие объекты «видятся» (зрительное восприятие, также как и идеи пространства-времени формируются в мозгу человека) внутри нас. Что они из себя представляют на «самом деле» и существуют ли вообще, вне нас - мы знать не можем (любой рассказ другого человека, что внешний мир существовал пока вы спали - тоже происходит-воспринимается вами и внутри вас).

Пробуждение и «пробужденные». «Глубина» отождествления

С помощью различных практик человек может повернуть процесс отождествления вспять. Снова повторю, что сделать это весьма и весьма сложно. Поэтому такие события как «пробуждение» (просветление) обросли многочисленными мистическими особенностями и описаниями.

Человек, переставая отождествляться с чем бы то ни было, строго говоря уже не является человеком (не воспринимает себя таковым). Потому что не связывает себя лишь с деятельностью тела. Можно сказать, что он становится неделимым, единым потоком восприятия-сознания-бытия.

Теоретически, написанное выше, понять можно довольно легко, этим и пользуются различные «мастера», количество которых в последнее время растет с огромной скоростью. Но воплотить практически - гораздо сложнее, ведь эго возникает самопроизвольно, мгновенно и часто остается неузнанным. Раз за разом отождествление принимает все более тонкие формы. Человек может считать себя сознанием (опять же формируя новый объект и соот-но субъект, «я» и «не-я»), душой, «непроявленным» и любой другой концепцией. Что выводит отождествление на другой, менее заметный уровень, но не оказывает никакого видимого влияния на уровень страданий конкретного человека. Занимаясь практикой медитации и осознанности, он может вывести отождествление на уровень «чистого» наблюдателя. Когда фиксация событий, мыслей, ощущений проходит без видимой оценки. Тем не менее отождествление все еще остается, как незаметный (вне мыслей) опыт чувствования себя отдельным от мира.

Проявление эго в мыслях (особенно в виде внутреннего диалога) это уже далеко зашедший процесс. Помимо самих мыслей, эго возникает уже на этапе выделения любой формы из общего поля восприятия. На этапе осознавания-понимания-узнавания предметов эго уже существует как знающий-понимающий. Также эго постоянно поддерживается краткими вспышками визуализации тела или его частей (вспомнив о руке или ощутив в ней, например, боль - вы неосознанно визуализируете эту часть тела. Данная визуализация часто поверхностна, неустойчива, кратковременна, размыта и тем не менее эффективна для поддержания отождествления с телом ).

Чтобы выйти из отождествления (устранить эго. В данной статье эго понимается только в контексте разделения на «себя» и «внешний мир». Другие авторы могут называть этим словом нечто совершенно другое) необходимо «переписать» само подсознание, из которого оно возникает. Все остальное будет лишь временной мерой, которая позволит лишь кратковременно ощутить опыт существования без разделения.

Такое «неразделенное» восприятие нельзя никак подтвердить или опровергнуть другому человеку. Все, что вы будете видеть в другом, будет только личностью - внешними проявлениями ума-тела. Узнать, отождествляется ли этот человек с чем-либо в данный момент - невозможно. Ведь вы не можете проникнуть в его сознание-восприятие.

Из этого следует вывод, что «пробужденных», «просветленных» определить -  невозможно, что всегда будет использоваться многочисленными «мастерами», желающими легко заработать на безбедную жизнь. Никакие внешние проявления, как: медленная, спокойная речь; ясный, устойчивый взгляд; паузы во время речи; неподвижность; плавность движений; чувство юмора; острый ум и т.д. - не имеют ничего общего с «недвойственным» восприятием. Все вышеперечисленное - свойства конкретной личности-тела. Но несмотря на это, процесс выхода из разделенного восприятия, действительно, сопровождается изменениями в личности. Часто эти изменения нарастают постепенно (в течение многих лет или всей жизни), в других случаях такие изменения могут возникать волнообразно.

В итоге, считать кого бы то ни было - «просветленным» или «не-просветленным» будет актом веры и не может быть ни доказано, ни опровергнуто.

Евгений Трубицин