03.11.2015

Ошибки и защитные схемы мышления

Возможно ли наладить работу ума таким образом, чтобы использовать его как инструмент и только тогда, когда он действительно необходим? Ведь сейчас ум является предметом тщеславия и отождествления. Человек оценивает себя по количеству и качеству мыслей. Многие считают, что постоянно обдумывать многочисленные "сложные вопросы" —это правильно, не замечая того, что, как правило, подобные процессы не ведут ни к чему кроме как к потери энергии.
Почему мысли у современного человека не останавливают свое течение ни на минуту?
За более чем пятнадцать лет наблюдения за собственным умом, а также за проявлениями мышления окружающих я пришел к определенным выводам, которые, как я считаю, могут быть полезны непрерывно мыслящему человеку.

Истоки многих проблем, депрессий и стрессов находятся в так называемых ошибочных схемах мышления. Эти ошибки зачастую искажают поступающую информация, неверно истолковывают события, поведение людей и собственное поведение, закрывают глаза человеку на одни факты и преувеличивают другие. Подобные ошибки можно обнаружить, задавшись целью отслеживать изменение своего настроения. В течение дня настроение может меняться десятки раз под воздействием разнообразных факторов, воздействующих на человека. Эти факторы могут быть как внешними, так и внутренними. В качестве примеров ошибочных выводов могут служить обобщающие фразы: никому нельзя доверять, все люди эгоисты, никто меня не понимает (не ценит, не любит, не уважает) и т. п. Нужно понимать, что любые фразы содержащие слова: все, всё, никто, никогда, всегда, каждый и т. д. приводят к неправильным выводам и часто являются причинами не просто плохого настроения, а даже депрессии. Процесс исправления тех или иных ошибок мышления должен начинаться, как уже было сказано, с наблюдения за перепадами настроения. Вы можете внезапно обнаружить, что из спокойного нейтрального состояния, перешли в напряженное и суетливое. В этой ситуации постарайтесь вспомнить, что произошло с вами в последние минуты. О чем вы думали? На что смотрели? Что слышали? Что делали?
У человека в определенных ситуациях преобладает ассоциативное мышление. Увидев образ, напоминающий вам какое-то событие из прошлого, вы запускаете механизм ассоциации, приводящий к определенным мыслям и выводам. Те в свою очередь запускают эмоциональную реакцию. Например, человек сталкивается с обманом, который приводит к сильной отрицательной реакции (к длительной злости, желанию отомстить или к грусти, переживаниям и депрессии). Затем данный опыт может быть подтвержден еще раз или два, в результате чего происходит фиксация определенных выводов. Эти выводы могут звучать в уме человека в виде определенных неизменных фраз, например: все люди — вруны, никому нельзя доверять, все заботятся только о самом себе и так далее. Данные фразы активизируются от различных ассоциаций с первым травмирующим опытом. Человек может увидеть что-то похожее, услышать звуки или определенные слова присутствующие в прошлом переживании, почувствовать определенный дискомфорт от неудобной позы или ощутить специфическую боль. Чем больше совпадающих факторов будет выявлено в текущей ситуации, тем сильнее активизируется та или иная схема мышления, а затем и схема эмоционального реагирования и поведения. В результате человек имеющий подобный опыт при встрече с «похожими» событиями, например, когда ему потребуется кому-то довериться, может начать избегать этого, либо проявит агрессивное поведение. Также могут быть и другие способы реагирования. Общим у этих реакций будет то, что они повлекут за собой поведение неэффективное и ограничивающее, а возможно и препятствующее настоящему общению. Подобные люди могут начать избегать близкого взаимодействия, которое подразумевает доверие.
Это лишь один пример искажающего и ограничивающего поведения. Другие можно описать некой общей схемой. Все начинается с какой-то травмирующей ситуации, сопровождающейся сильной физической или эмоциональной болью. В процессе переживания этого опыта формируется некий вывод, схема мышления и физического реагирования. В большинстве случаев эта схема создается, чтобы защитить человека от повторения этого неприятного для тела и ума, переживания. В момент активации этой схемы, поведение человека управляется не здравым смыслом, а автоматическим мышлением и инстинктом самосохранения. Поэтому при активации человек подчиняется поведению "бей" или "беги", что в свою очередь выливается в избегающее или соответственно агрессивное поведение. Также может возникать реакция игнорирования, шока, поиска поддержки и др. Таким образом схема, возникающая для защиты от повторения травмирующих переживаний, может приводить к существенным социальным ограничениям, паранойе, депрессиям, зависимости, агрессивному или другому неадекватному поведению.
Наблюдая за своим умом, я обнаружил множество подобных схем, возникших из-за прошлых травмирующих событий. Непрерывный процесс возникновения мыслей очень часто является следствием действия подобных защитных схем.
Следует уточнить, что количество защитных схем напрямую зависит от числа и силы пережитых в жизни неприятных для личности ситуаций. Так дети сталкивающиеся в школе или дома с насилием или унижением, во взрослом возрасте зачастую имеют множество избегающих, агрессивных и других защитных схем.

Несмотря на то, что защитные схемы призваны уберечь человека от повторения неприятного травмирующего опыта, зачастую они избыточны. Эти схемы ведут себя как параноик, видящий опасность за каждым углом, что в последствии значительно усложняет и ограничивает жизнь человеку.

Полезные мысли.

Также необходимо обратить внимание и на полезные мысли, которые могут оказать существенную помощь человеку. Такие мысли часто начинаются с недовольства собой, своим поведением, работой, отношениями и др. Подобные мысли могут быть полезны, даже если воспринимаются человеком как истина и неопровержимый факт, то есть с тотальным отождествлением. Недовольство собой, а также другими аспектами своей жизни приводит к накоплению физических и эмоциональных напряжений, в дальнейшем требующих разрядки, что заставляет человека искать способы получить желаемое расслабление и прекратить свои страдания. В результате эти неприятные для человека переживания могут привести к переосмыслению себя и смысла жизни, смене работы на более творческую и отвечающую возможностям данного человека, налаживанию отношений с окружающими, восстановлению тонуса организма и т.д. То есть мысли начинающиеся с недовольства, приводят к страданиям различной интенсивности, а те в свою очередь двигают человека к полезным изменениям своего образа жизни. Этот путь развития можно назвать «путем страдания». К сожалению, данный путь по большей части автоматичен, зачастую малоэффективен и требует много времени. Во многих случаях недовольство не приводит к изменению человеческого поведения, а остается лишь причиной все больших и больших напряжений, депрессии и стрессов.
Чтобы снизить негативные последствия данного типа мыслей, необходимо научиться наблюдать их со стороны, не отождествляясь с ними. То есть рассматривать их как нечто возникающее в вашем уме, а не как «свои» мысли, которые «я думаю». Относиться к ним как к советам со стороны.
Иногда подобные мысли следует ставить под сомнение. Ведь бывает, что человек недоволен собой на протяжении всей жизни, не смотря на то, чего он достиг. Случается, что подобные мысли и защитные схемы мышления приводят человека к идее самопознания, медитации и просветления, что воспринимается как способ рассеять накопленные за многие годы психо-эмоциональные напряжения. Увы, начиная различные медитативные практики, человек лишь дальше уходит от понимания своих ограничивающих схем и продолжает избегать своего неэффективного поведения. Цепляясь за идею просветления, человек надеется прекратить свои страдания. А их становится только больше, ведь появляется новые ожидания и стремления основанные на чужих словах и мифах. Человек строит себе недостижимый идеал, который редко совпадает с реальностью.
Проблема в данном случае состоит в излишне эмоциональном отношении к медитативным практикам и идеи просветления вообще. Если же человек научится относиться к данным знаниям хладнокровно, без особой важности, просто как к определенному выбору стиля жизни, многих заблуждений возможно избежать.
Нужно понимать, что медитация, здоровый образ жизни и тому подобное — это не единственно правильный путь, а лишь собственный субъективный выбор. Постарайтесь воспринимать свой образ жизни и идеи, как выбор, который вы делаете. Выбор не обязательно единственно верный.

Переход к сознательному мышлению.

Процесс перехода от автоматической саморегуляции к сознательной состоит из нескольких этапов.

1. Научиться отслеживать изменение своего эмоционального фона (настроения) с нейтрального или положительного на напряженно-негативное.
2. Определить события и/или мысли приводящие к данной смене настроений.
3. Поставить под сомнение и проверить истинность выводов о себе, о других людях или произошедших событиях.
4. Научиться воспринимать мысли без отождествления. Как нечто внешнее, возникающее извне. Слушать их без оценки, спокойно.
5. В процессе возникновения защитных реакций создать намерение узнать их источник. Удерживать внимание на данной цели.
6. Определить источники своих избыточных защитных реакций и по-новому интерпретировать пережитый в прошлом негативный эмоциональный опыт.
7. Перейти от автоматического мышления к мышлению для определенной цели, сконцентрированной на ней без лишних отвлечений.
8. Продолжать заинтересованное наблюдение за возникающими мыслями и своим эмоциональным состоянием.

Подобная работа, если она будет выполняться последовательно, без длительных перерывов способна серьезно изменить жизнь человека в лучшую сторону, предоставить ему гораздо большую свободу в общении, творческой деятельности и саморазвитии.

Евгений Трубицин.
Руководитель и ведущий тренер тренинг-центра "ДЭ".

Другие статьи по теме:
Как поднять эффективность мышления
Первый шаг к развитию творческих способностей
Создание сознательной личности





Запись с онлайн-семинара Евгения Трубицина

 


смотреть все статьи


04.09.2017



Осталось 2 места! (22.09)
Обучение по системе семи ступеней контроля больше всего похоже на занятия восточными единоборствами. Когда будущий ученик приходит на уроки, к примеру, каратэ, он не ждет, что за несколько занятий, его научат хорошо драться (в этом случае лучше идти в бокс или рукопашный бой). Большинство понимает, что восточные единоборства — это образ жизни. Таким же образом будет построено и наше обучение. Но это не значит, что вам потребуется заниматься годами, чтобы увидеть какие-то результаты. Эта работы хороша тем, что изменения происходят очень быстро, после пары занятий вы уже обнаружите в себе новые возможности и измените свое привычное восприятие.

 
31.08.2017



Наверное, еще можно выудить из памяти те прекрасные моменты из далекого детства, когда в обычный, непримечательный день вы погружались в его особую атмосферу, ощущали в нем нечто неуловимое, свое. Но годам к тридцати, бывает, чувства притупляются, жизнь предстает чередой однообразных переживаний. Удовольствия и развлечения уже не переливаются мириадами оттенков из детства, не дарят так просто свой волшебный аромат, напротив — ощущения поблекли, все стало каким-то одинаковым и вам постоянно хочется чего-то нового, но вы не знаете чего.

11.08.2017



Прежде чем бросаться в различные практики для тренировки ума, нужно изучить как действует именно Ваше мышление. Чем оно занято большую часть времени? Научитесь обращать внимание на мысли, не погружаясь в них.